В последнее время, население постоянно интересуют вопросы экологии и энергетики. И больше с заглавных «Э», то есть экономии ресурсов планеты, альтернативных и возобновляемых источников энергии, появление новых технологий. Почему интересуют? Потому что очевидно, что на традиционном «стало холодно – закинем дров в печуру и пусть себе дымит в небо» мы долго не протянем. Потому что небо это с каждым годом становится грязнее и ближе, а дров всё меньше.
Если верить Сети, доля возобновляемых источников в нашей энергетике – около двух процентов, а к двадцатым годам её обещают увеличить аж до целых четырёх. Для сравнения, в мире к тому моменту она будет составлять около сорока. Поэтому стало страшно интересно (ключевое слово – страшно), делают ли у нас хоть что-то по этому поводу, и было принято решение в срочном порядке заняться изучением вопроса. В процессе удалось найти кое-что обнадёживающее, о чём будет рассказано ниже.
Поиски информации начались с интересных фактов, которые традиционно теряются на фоне скандалов со звёздами и политических новостей. К примеру, правительство недавно решило снизить минимальную температуру горячей воды в кранах с 60 до 50 градусов Цельсия. Зачем? Чтобы тарифы на неё понизились или хотя бы перестали расти. При условии, что будут соблюдаться все требования к очистке воды, на конечного потребителя эта инициатива негативно не повлияет. Кроме того, очевидно, что цена либо не изменится вовсе, либо будет подниматься как и раньше, однако вот эти самые 10 градусов могут несколько сократить затрачиваемую для нагрева энергию, что позволить монополистам немного сэкономить.
Дальше. С первого ноября этого года все автозаправки страны должны быть оборудованы зарядным устройством для электромобилей. Любопытно, как раз по теме и могло бы помочь снизить потребление традиционного топлива. При условии, что электромашин в стране станет больше семисот, а сами станции зарядки появятся где-то ещё, кроме столицы. Тут возникло ощущение, что мы совсем не там ищем и обратили внимание на глобальные новости.
Илон Маск представил крышу с солнечными батареями… Ну тут понятно – торжествующие идеи «мифотворца» Маска рассчитаны на далёкую-далёкую перспективу, а хочется найти информацию о чём-то не из 2025 года, кроме того, желательно, чтобы это можно было применить в России.
Канадские учёные предлагают экономить электроэнергию, используя климатические установки со снегом, который собрали зимой, для кондиционирования помещений летом.
Уже ближе к нашей ситуации, учитывая жаркое лето и n-метровый слой снега в зимний период на большей части территории. Но ожидаемая окупаемость в двадцать лет заставляет задуматься. Неужели нет чего-то, что уже работает и даёт живой эффект?
В Китае запустили поезд на аккумуляторах. Китайцы построили подвесную дорогу и пустили в провинции Сычуань полноценную транспортную линию, потратив на это в пять раз меньше, чем стоит постройка метро. А к 2017 году собираются запустить линии в других провинциях. Это экономия и финансов, и энергоресурсов. Нам бы что-то подобное явно не помешало, но пока РЖД не до того. Тем не менее, качество поездов и обслуживания российских железных дорог с каждым годом улучшается, но вот с новыми линиями у нас как-то не задаётся. Пока или навсегда – время покажет.
После новости про поезд возвращаемся к отечественным реалиям и пытаемся найти, нет ли у нас чего-нибудь подобного? Не уровня расхваленной Tesla, а поближе к земле и людям. И вот по таким запросам можно быстро найти совместные проекты с японской TOSHIBA. Тут сразу заинтересовали литий-титанатные аккумуляторы SCiB. Эти «батарейки» в отличие от литий-ионных могут нормально заряжаться и разряжаться при температуре в -30 C, выдерживают огромный ток, не взрываются при нарушении целостности оболочки и служат раз в десять дольше. В смартфонах и прочих гаджетах они литий-ионные не вытеснят из-за относительной дороговизны технологии, а вот в промышленности и транспорте такое замещение более чем реально.
Российская компания Drive Electro, как выяснилось, уже занимается переводом складской техники и городского электротранспорта на питание от подобных аккумуляторов. А в Москве скоро появится электробус с литий-титанатным аккумулятором, который представили на выставке Bus World Russia-2016. Курсировать данное чудо техники будет по маршруту метро «Славянский бульвар – Инновационный центр Сколково»…
Собственно, на сайте TOSHIBA отраслей применения аккумуляторов указано много, включая целые промышленные комплексы, энергетическую инфраструктуру, связь и «умные» города. Очень радует, что некоторые из них мы уже осваиваем. Значит, надежда на чистое небо вполне жива, возможно будущее уже наступило, только мы этого ещё не поняли.
Вообще, в процессе поисков появилось мнение, что от такой экзистенциальной грусти есть простое лекарство – внимательно следить за развитием технологий. И сразу выясняется, что в мире есть компании, которые готовы сотрудничать с Россией в области «зелёной» энергетики. И что ещё важнее, у нас самих есть компании, которые не боятся выпасть из имиджа представителей страны-нефтяного гиганта, чтобы попытаться сделать что-то новое. Если их идеи не задавят, мы ещё покатаемся (или хотя бы постоим в пробках) по «умной» столице в электротранспорте, который намного меньше вредит экологии.
Распространение электротранспорта в мире уже не просто «завтрашний день», а полноценное настоящее. Чего стоят только отчёты людей использующих автомобили Tesla в режиме «каждый день» и многочисленные истории инженеров, собирающих на крышах домов конструкции из солнечных панелей обеспечивающих круглосуточное энергоснабжение жилищ. А теперь у нас ещё и появятся новые аккумуляторные батареи, которые позволят с ещё большей эффективностью накапливать и тратить ценный энергоресурс.